20 мая 2024 года в рамках реализации проекта AP14869606 «Психолого-педагогическое сопровождение раннего профессионального самоопределения обучающихся в системе основного среднего образования» при факультете «Foundation» Торайгыров университета была открыта Карьерная академия (ссылка). Положение о Карьерной академии разработано исследовательской группой проекта (руководитель Кудышева А. А. и члены исследовательской группы Ксембаева С. К., Попандопуло А. С., Щербакова Е. П., Пшембаева Э. С., Хаймулдина А. Ю.) и размещено на официальном сайте университета.
Целью Карьерной академии является реализация государственной политики в области профориентации молодежи, направленной на организацию профориентационной работы с обучающимися с учетом их профессиональных интересов, склонностей, потребностей, возможностей и состояния здоровья, исходя из требований рынка труда, социально-экономических условий города и области.
Карьерная академия взаимодействует с организациями образования, общественными организациями, социальными партнерами и др.
23 февраля 2024 года в рамках реализации проекта AP14869606 «Психолого-педагогическое сопровождение раннего профессионального самоопределения обучающихся в системе основного среднего образования» в Торайгыров университете была проведена Республиканская научно-практическая конференция на тему «Актуальные проблемы раннего профессионального самоопределения обучающихся в системе ОСО». Организатором выступила исследовательская группа проекта: руководитель Кудышева А. А. и члены исследовательской группы Ксембаева С. К., Попандопуло А. С., Щербакова Е. П., Пшембаева Э. С., Хаймулдина А. Ю.
В пленарном заседании приняли участие: Член правления-проректор по академическим вопросам Павлодарского педагогического университета имени Ә. Марғұлан Андрющенко Ольга Константиновна, директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт профессионального развития по Павлодарской области» Ашимбетова Роза Дуйсеновна, главный эксперт Национальной Академии образования им. Ы. Алтынсарина, старший преподаватель Нарикбаев Университета Тайболатов Куандык Момынгазинович и другие заинтересованные лица по вопросам сопровождения раннего профессионального самоопределения обучающихся.
На секционном заседании были заслушаны доклады школьников, студентов, магистрантов, педагогов и педагогов-психологов, каждый из которых содержал анализ и выводы, основанные на практическом опыте и научных данных.
Конференция предоставила площадку для обсуждения дальнейших шагов в развитии и реализации проекта, а также возможных совместных исследовательских и практических инициатив в области раннего профессионального самоопределения обучающихся.
Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы раннего профессионального самоопределения обучающихся в системе ОСО»
Анализ зарубежного опыта раннего профессионального самоопределения обучающихся в различных странах (примеры США, Канады, Германии, Англии и Гонконга):
Страна |
Цель раннего профессионального самоопределения обучающихся |
Направления работы |
Содержание |
США |
Помощь обучающимся в определении своих интересов и целей в профессиональной сфере, предоставление им необходимых инструментов и ресурсов для принятия информированных решений о своем будущем |
«Карьерное ориентирование» или Career and Technical Education (CTE) |
Предлагаются профессиональные курсы в таких областях, как здравоохранение, информационные технологии, инженерия, гостиничный бизнес, автомобильное производство, строительство и другие, помогающие обучающимся получать необходимые навыки и опыт. Программа включает в себя академическое обучение, практические занятия, стажировки, программы менторства, сертификационные программы |
Консультации и советы профессиональных консультантов и учителей |
Помощь в исследовании различных карьерных путей, анализе своих интересов и навыков, ориентировании в рынке труда и требованиях различных профессий |
||
Специальные классы или курсы, онлайн-платформы, мероприятия и ярмарки профессий |
Карьерное развитие, ознакомление с профессиями и университетами, общение с их представителями |
||
Программы Advanced Placement (AP) |
Более сложные и специализированные курсы |
||
Канада |
Помощь обучающимся в принятии информированных решений о своей карьере и эффективной подготовке к будущим профессиональным вызовам |
Программа Career Education |
Помощь обучающимся в определении своих интересов, талантов и целей в карьере. Включает профессиональные ориентации, практические тренинги, посещение колледжей и университетов, взаимодействие с представителями различных профессий и индустрий |
Школьный курс «Карьерное образование» (Career Education) |
Внедряется на разных уровнях образования. Помощь в изучении различных профессий, их требований и возможностей, развитии необходимых в выбранной области навыков |
||
Сотрудничество с местными колледжами, университетами, предприятиями и организациями |
Предоставление обучающимся реального опыта работы и практических навыков (стажировки, менторинговые программы, участие в проектах и конкурсах, волонтерство) |
||
Карьерные консультанты и советники |
Помощь в определении профессиональных целей и выборе подходящих учебных программ |
||
Dual Credit-программа |
Получение и школьного, и колледжского образования, приобретение практических навыков и знаний в выбранной области |
||
Германия |
Помощь обучающимся в определении своих профессиональных интересов и выборе соответствующему им пути обучения |
Профориентационная работа |
В начальной школе: знакомство с различными профессиями, обсуждение интересов и предпочтений В основной школе и гимназии: предоставление информации о о различных профессиях, проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения, организация встреч с представителями различных профессий |
Профессиональная школа |
Различные профессиональные направления, включая технические, экономические, медицинские и другие специализации. Получение специализированного профессионального образования + практические тренинги или стажировки в компаниях. |
||
Англия |
Помощь обучающимся в принятии информированных решений о своих карьерных путях и обеспечение им поддержки и ресурсов для достижения своих целей |
«Карьерное руководство» (Career Guidance) |
Предоставление поддержки и информации о различных карьерных возможностях для обучающихся в возрасте от 12 до 18 лет |
Карьерные консультации |
Индивидуальные сеансы и групповые сессии, помогающие том числе индивидуальные сеансы и групповые сессии, чтобы помочь учащимся разобраться |
||
Ресурсы и информация |
Доступ к широкому спектру ресурсов и информации о различных профессиях, учебных заведениях, вакансиях и требованиях к различным карьерным путям (посещение колледжей, университетов, привлечение специалистов из различных отраслей и использование онлайн-платформ) |
||
Подготовка к работе |
Помощь в развитии навыков, необходимых для входа в мир работы (разработка резюме, подготовка к интервью, овладение навыками коммуникации и коллаборации, предоставление возможностей для стажировок и практики) |
||
Сотрудничество с работодателями |
Предоставление возможности для стажировок, менторства или участия в проектах совместно с бизнес-сообществом |
||
Гонконг |
Помощь обучающимся в принятии осознанного выбора профессии и строительстве успешной карьеры, соответствующей их индивидуальным интересам и целям. Обучающимся дают возможность разобраться в своих интересах, страстях, ценностях и навыках, чтобы они могли принимать информированные решения относительно своего будущего профессионального пути. |
«Вступительная программа в мир работы» (Work Orientation and Placement Scheme, WOPS) |
Прохождение практической работы и получение опыта работы в различных отраслях. Профессиональные тренинги и консультации для помощи обучающимся в самоопределении и планировании своей будущей карьеры. Знакомство с различными профессиями, посещение предприятий и участие в мероприятиях, связанных с миром работы |
Сотрудничество школ и колледжей с индустрией |
Организация стажировок и мероприятий |
Был проведен опрос стейкхолдеров процесса профессионального самоопределения обучающихся в системе ОСО. Данные были представлены Кудышевой А. А. на пленарном заседании УМО РКУМС по педагогическому образованию в КазНПУ имени Абая. Тема доклада «Раннее карьерное самоопределение в Казахстане: анализ современной ситуации и тенденции развития».Был проведен опрос стейкхолдеров процесса профессионального самоопределения обучающихся в системе ОСО. Данные были представлены Кудышевой А. А. на пленарном заседании УМО РКУМС по педагогическому образованию в КазНПУ имени Абая. Тема доклада «Раннее карьерное самоопределение в Казахстане: анализ современной ситуации и тенденции развития».
27 октября 2023 года в рамках реализации проекта AP14869606 «Психолого-педагогическое сопровождение раннего профессионального самоопределения обучающихся в системе основного среднего образования» руководитель Кудышева А. А. и члены исследовательской группы Ксембаева С. К., Попандопуло А. С., Щербакова Е. П., Пшембаева Э. С., Хаймулдина А. Ю. провели круглый стол на тему «Подготовка педагогов, психологов к работе с обучающимися в системе ОСО по сопровождению их раннего профессионального самоопределения: проблемы и перспективы». В обсуждении приняли участие магистранты, педагоги школ и психологи.
В процессе дискуссии были выявлены ключевые проблемы и вызовы сопровождения раннего профессионального самоопределения обучающихся. Участники не только обменялись ценным опытом, но и привели яркие примеры успешной практики, демонстрируя возможные пути решения поставленных задач.
НАУЧНЫЕ КОМАНДИРОВКИ:
Место: Университет Палацкого, Чешская Республика, Оломоуц
Период командировки: с 01 по 14 мая 2023 года
Цель командировки: изучение опыта Чешской Республики по вопросам сопровождения раннего профессионального самоопределения обучающихся (школьников)
Было проведено несколько встреч с сотрудниками университета (декан факультета педагогики Vojtech Regec, PhD; заместитель декана по международным связям Jana Kvintová, PhD; директор Института педагогики и социальных исследований prof. Eva Šmelová, PhD; доцент факультета педагогики Tomáš Čech, PhD; ассистент профессора Vlado Balaban, PhD; координатор по международным отношениям факультета педагогики Dagmar Zdráhalová), в ходе которых были обсуждены вопросы перспектив раннего профессионального самоопределения, психолого-педагогического сопровождения данного процесса, активного участия вузов в консультировании обучающихся школ.
Также были проведены экскурсии по университету, встречи с ППС и сотрудниками, студентами.
Были посещены школы:
- начальная школа Fakultní základní škola Olomouc (директор – A. Zlámalová);
- Velehrad elementary school.
Администрация провела экскурсии по школам, где мы смогли ознакомиться с организацией учебного процесса, работой психолога, карьерного консультанта, педагогического состава и побеседовать с обучающимися.
По итогам командировки получена информация, которая будет полезна при составлении модели психолого-педагогического и методического сопровождения раннего профессионального самоопределения обучающихся в системе ОСО в рамках нашего проекта.
Место: Университет Гази, г. Анкара, Турция
Период командировки: с 16 по 23 октября 2023 года
Цель командировки: изучение опыта Турецкой Республики по вопросам сопровождения психолого-педагогического сопровождения раннего профессионального самоопределения обучающихся в системе основного среднего образования
Научная командировка была построена на тесной работе старших научных сотрудников НАО «Торайгыров университета» и проректора по международным отношениям Университета Гази, доктора PhD Yücel Gelişli; с Координационным офисом международных отношений Университета Гази – Doç. Dr. Aslıhan Selcen; профессорами педагогического факультета – Prof. Dr. Kemal Oztemel; Prof. Dr. Şerif Işik.
Старшие научные сотрудники НАО «Торайгыров университета» представили к обсуждению результаты исследования проекта «Психолого-педагогическое сопровождение раннего профессионального самоопределения обучающихся в системе основного среднего образования», а также приняли участие в научной и в общественной жизни института.
Старшие научные сотрудники НАО «Торайгыров университета» посещали и регулярно работали в Президентской национальной библиотеке Анкары, библиотечном центре Университета Гази для подбора материала по теме научного проекта.
В ходе командировки они непосредственно работали с профессорами факультета образования (Egitim fakultesi) Mehmet Akif Sözer, Ismail Karakaya по темам научных исследований, обсуждали вопросы, связанные с с темой проекта, а также совершенствовали свои знания, посещая лекции турецких преподавателей.
18 октября 2023 года научные сотрудники посетили Среднюю школу фонда Университета Гази. Они ознакомились с работой данного образовательного учреждения. Его генеральный директор Vacide Kutay подробно рассказала об особенностях системы начального и среднего образования в Турции.
Зарубежная командировка позволила увидеть новые перспективы исследовательской работы, провести глубокий анализ изучаемой проблемы, предложить новые идеи для ее решения и получить оптимальные результаты.